RU

EN
Телефон
(8 017) 240-40-87
Мобильный тел.
(8 029) 17-212-71

ГлавнаяПолезная информацияПраво выполнять строительные услуги

Право выполнять строительные услуги


Когда вы вправе выполнять строительные работы (услуги)?

 

После отмены лицензирования строительной деятельности (с 01.01.2011г.) произошли существенные изменения в области регулирования права на осуществление строительной деятельности в Республике Беларусь. В течение последних двух лет был принят ряд нормативных правовых актов, сформировавших абсолютно новую разрешительную систему в строительстве. Назовем наиболее существенные нововведения:

  • Технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1748 от 31.12.2009г (далее – «Технический регламент»).
  • Новая редакция от 31.12.2010г. Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – «Закон об оценке соответствия»).
  • Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №17 от 10.05.2011г. «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности».
  • Новые Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министром Республики Беларусь №875 от 30.06.2011г.
  • Изменения в Технический регламент, вводящие обязательную сертификацию строительных работ (постановлением Совета Министров №125 от 07.02.2012г.).

После отмены лицензирования строительной деятельности стало очевидно, что регулировать право на осуществление этой деятельности все же нужно – слишком высока степень риска причинения вреда жизни, здоровью и имуществу, не говоря об «оставляющем всегда желать лучшего» качестве строительных работ.

Перед законодателем встал вопрос, какой путь регулирования избрать. Упрощенно можно сказать, что у Республики Беларусь было два варианта: российский – создание саморегулирующих организаций, членство в которых фактически дает право на осуществление строительной деятельности (по сути это тоже лицензирование, только здесь другой лицензирующий орган - негосударственный). Второй вариант – европейский, подразумевающий под собой повышенный контроль за качеством строительных работ. Сформировавшаяся на сегодняшний день система требований, дающая право на занятие строительной деятельностью в Республике Беларусь (далее – «разрешительная система на строительство»), более близка к европейской системе.

Итак, как выглядит разрешительная система на строительство в Республике Беларусь на сегодняшний день. Юридическое лицо может заключить договор строительного подряда и выполнять строительные работы только при наличии:

  • Сертификатов соответствия на строительные работы (с 21 августа 2012г.).
  • Производственного контроля, прошедшей оценку в соответствии с ТПК 45-1.01-221-2010.
  • В штате аттестованных специалистов.
  • Системы управления охраной труда, разработанной и внедренной в соответствии с СТБ 18001-2009.

Индивидуальный предприниматель может заключить договор строительного подряда и выполнять строительные работы (услуги) при наличии всех вышеуказанных требований для юридического лица, за исключением системы управления охраной труда.

Рассмотрим каждое из этих требований поподробнее.

1.  Сертификаты соответствия на строительные работы.

Постановлением Совета Министров №125 от 07.02.2012г. были внесены изменения в Технический регламент. Согласно внесенным изменениям исполнитель работ в строительстве (подрядчик, субподрядчик) должен пройти в установленном порядке сертификацию работ в строительстве и иметь сертификаты соответствия на выполняемые им строительные работы.

Согласно статье 26 Закона об оценке соответствия обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты, в отношении которых установлены требования технических регламентов. В приложении к Техническому регламенту содержится перечень работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия (обязательной сертификации).

Сертификацию соответствия строительных работ проводят аккредитованные в установленном порядке органы (например, РУП «БелГИМ», РУП «Стройтехнорм»). Порядок прохождения сертификации урегулирован двумя Техническими кодексами установившейся практики «Сертификация выполнения работ, оказания услуг. Основные положения» (ТКП 5.1.04-2012) и «Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 5.3.13-2007).

Сертификация строительных работ может осуществляться либо по схеме 3, либо по схеме 4 (при наличии сертифицированной системы управления качеством по стандарту ISO).

Сертификация строительных работ по схеме 3 включает в себя:

  • Оценку мастерства и (или) квалификации персонала, выполняющего работы (включая при необходимости выборочный контроль качества (испытания) работ).
  • Оценку стабильности процесса выполнения работ (включая при необходимости выборочный контроль качества (испытания) работ).

При оценке мастерства и (или) квалификации персонала, выполняющего работы, сертифицирующий орган в обязательном порядке проверяет наличие у организации специалистов и рабочих в соответствии с заявленными строительными работами (трудовые книжки, трудовые договора) и наличие документов, подтверждающих образование и опыт работы специалистов и рабочих в сфере выполнения заявленных строительных работ (дипломы, аттестаты, свидетельства, трудовые книжки).

При оценке стабильности процесса выполнения работ сертифицирующий орган в обязательном порядке проверят:

  • Наличие и состояние технических нормативных правовых актов (далее – «ТНПА»), технологической и проектной документации.
  • Наличие и состояние используемого технологического оборудования, инструментов, необходимых для выполнения заявленных работ.
  • Наличие испытательного, контрольно-измерительного оборудования и соблюдения сроков его аттестации и поверки.
  • Наличие системы контроля качества выполняемых работ (системы производственного контроля, прошедшей оценку в установленном порядке – см. ниже).

Сертифицирующий орган также проводит выборочный контроль качества (испытания) выполненных организацией-заявителем строительных работ. В случае если выборочный контроль качества (испытания) работ не представляется возможным по причине того, что на момент проведения проверки исполнитель не выполняет строительные работы (вновь создаваемая организация, а также существующая организация, которая впервые осваивает работы, подлежащие обязательной сертификации), орган по сертификации будет проводить выборочный контроль качества (испытания) строительных работ при первом инспекционном контроле (плановом или внеплановом). В случае если при инспекционном контроле организация не сможет предъявить выполненные работы, на которые были выданы сертификаты соответствия, орган по сертификации принимает решение об отмене данных сертификатов. Важно отметить, что на объектах выполнения работ, предоставляемых для проведения сертификационных испытаний, работы заявителем должны выполняться в настоящее время или быть выполнены не позднее, чем 12 месяцев назад (или в течение срока гарантийного обслуживания объекта).

Если организация имеет сертифицированную в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь систему управления качеством (по стандарту ISO), она может проходить сертификацию строительных работ в упрощенном порядке по схеме 4. «Упрощенность» заключается в том, что сертифицирующий орган не проводит оценку стабильности процесса выполнения работ (см. выше).

В случае успешного прохождения сертификации орган выдает сертификаты соответствия на строительные работы (на каждый вид работ выдается отдельный сертификат). Срок действия сертификата соответствия – 5 лет.          

2. Система производственного контроля.

Требование о наличие системы производственного контроля подрядчика (субподрядчика) закреплено в Техническом регламенте, новых Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда, а также является необходимым условием прохождения сертификации строительных работ.

Процедура прохождения оценки системы производственного контроля регулируется Техническим кодексом установившейся практики «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (ТКП 45-1.01-221-2010(02250).

Система производственного контроля – это понятие комплексное и включает в себя:

  • Организационную структуру.
  • Персонал (специалисты), проводящий контроль качества продукции.
  • Средства контроля качества выполняемых работ (испытательное, контрольно-измерительное оборудование с действующим сроком его аттестации и поверки).
  • Производственные условия (помещения, транспорт, связь и т.д.).
  • ТНПА на методы контроля качества работ.
  • Документы системы управления качеством.

Все вышеуказанные составляющие должны находится во взаимосвязи и иметь целью обеспечение контроля качества и гарантирование безопасности продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА.

Оценку системы производственного контроля проводят назначаемые Минстройархитектуры организации по оценке системы производственного контроля, например, РУП «Стройтехнорм», РУП «Белстройцентр», РУП «Сертис».

При оценке системы производственного контроля проверяется документальное и фактическое наличие вышеперечисленных составляющих системы производственного контроля.

Положительная оценка системы производственного контроля подтверждается свидетельством о технической компетентности. Срок действия свидетельства – 5 лет.

3. Аттестованные специалисты.

Требование о наличии аттестованных специалистов является не только отдельным требованием для заключения договора строительного подряда, но также необходимым условием прохождения сертификации строительных работ и оценки системы производственного контроля.

Перечень аттестованных специалистов определяется, исходя из видов строительной деятельности, осуществляемой организацией. Так, если организация выполняет общестроительные работы, то у нее должны работать главный инженер и прораб общестроительных работ. Если дополнительно организация выполняет электромонтажные работы, то ей необходимо иметь также прораба электромонтажных работ.

Аттестация – это процедура, используемая для подтверждения соответствия квалификации руководителей и специалистов, занятых в области строительства, установленным требованиям с последующей выдачей квалификационного аттестата. Порядок прохождения аттестации регулируется Инструкцией о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №11 от 22.04.2003г. Для прохождения аттестации у специалиста должно быть соответствующее образование и стаж работы по специальности (определяется согласно ЕКСД). Например, лицо может быть аттестовано на главного инженера общестроительных работ, если у него имеется высшее образование по специальности гражданское и промышленное строительство и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 5 лет, либо соответствующее среднее специальное образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 10 лет. Документом, подтверждающим наличие профессионального образования, является диплом. Основным документом, подтверждающим трудовой опыт, является трудовая книжка (вкладыш к трудовой книжке).

4. Система управления охраной труда.

Новые Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда содержат положение о том, что договор строительного подряда может быть заключен лишь при наличии у подрядчика (субподрядчика) системы управления охраной труда.

Система управления охраной труда (СУОТ) - часть общей системы управления, включающая организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы, ресурсы, необходимые для обеспечения безопасности жизни и здоровья персонала в процессе трудовой деятельности (статья 1 Закона об оценке соответствия).

Важно отметить, что СУОТ не представляет собой инструкции по охране труда либо удостоверения по охране труда (наиболее распространенное заблуждение). СУОТ разрабатывается и внедряется на основании государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (далее – СТБ 18001), и включает в себя 13 документально оформленных процедур.

В заключении хотелось бы отметить, что отсутствие хотя бы одного из четырех рассмотренных нами составляющих разрешительной системы на строительство не позволяет ни заключать договора строительного подряда (субподряда), ни выполнять строительные работы.

Лисица Лилия,

управляющий партнер

ООО «Правовой стандарт» / ООО «Аудиторский и бухгалтерский стандарт»

старший преподаватель Частного учреждения образования «БИП - Институт правоведения»