RU

EN
Телефон
(8 017) 240-40-87
Мобильный тел.
(8 029) 17-212-71

ГлавнаяПрактикиСистема менеджмента качества. ИСО 9001

Система менеджмента качества. ИСО 9001


Система менеджмента качества. ISO 9001


Начнем с главного – для чего нужен сертификат ISO 9001?

Сертификат ISO 9001 необходим организациям:
  • для получения аттестатов соответствия на осуществление деятельности в области строительства;
  • для принятия участия в подрядных торгах, торгах и иных процедурах закупок;
  • работающим на международных рынках или с международными поставщиками, которые требуют наличия такого сертификата – так, стандарты ISO серии 9001 признаны практически всеми странами мира, при этом абсолютным лидером в данном направлении является Общеевропейский рынок;
  • работающим в отраслях экономики, подлежащих особому регулированию и контролю со стороны государства - например, производство пищевой продукции, строительство, проектирование, изыскательская деятельность; желающим выпускать качественную продукцию (товары, работы, услуги);
  • для создания / поддержания / улучшения имиджа организации.

Суть системы менеджмента качества:
- система менеджмента качества - это задокументированный «образ» предприятия как организма, то есть саморегулирующегося механизма, приспособленного к жизни в конкретной экономической среде. 

Цель системы менеджмента качества:
- достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев предприятия и общества в целом.
 
Задачи системы менеджмента качества:
- постоянное улучшение качества посредством использования цикла PDCA (цикл Деминга), состоящего из: планирования, действия, анализа, корректировки (устранение причин несоответствия, а не просто коррекция полученных результатов).

Тактика системы менеджмента качества:
  • предупреждение причин дефектов;
  • вовлечение всех сотрудников предприятия в деятельность по улучшению качества;
  • активное стратегическое управление;
  • непрерывное совершенствование качества продукции и процессов;
  • использование научных подходов в решении задач;
  • регулярная самооценка.
Основные составляющие системы менеджмента качества:
  • установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги;
  • наличие политики и целей организации (или выделенной части организации), соответствующих удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних);
  • постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей;
  • определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации);
  • разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества;
  • определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. Реализация данных механизмов в процессах системы менеджмента качества;
  • разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей системы менеджмента качества.
На сегодняшний день порядок разработки и внедрения системы менеджмента качества (далее - СМК) регулируется государственными стандартами старой и новой версии ИСО:

- старая версия ИСО: СТБ ИСО 9000-2006 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования». ВАЖНО: указанные государственные стандарты действуют до 15.09.2018г. (Приложение 7 к постановлению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.12.2015г. №58). В связи с этим, организациям, у которых СМК сертифицирована по старой версии, рекомендуется перейти на новую версию ИСО;
- новая версия ИСО: СТБ ISO 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и СТБ ISO 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». Указанные государственные стандарты введены в действие с 01.03.2016г. (Приложение 7 к постановлению Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.12.2015г. №58).

Порядок сертификации СМК регулируется:

- ТКП 5.1.05-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация систем управления. Основные положения»;
- п.23.3. Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012г. №156;
- Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011г. №23 (далее – Правила подтверждения соответствия).

ВАЖНО: сертификация СМК является добровольной (ст.24 закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»; п.6 Правил подтверждения соответствия).

ВАЖНО: сертификат соответствия СМК может быть белорусским или иной страны. По общему правилу согласно закону Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» на территории Республики Беларусь сертификацию соответствия может осуществлять лишь орган по сертификации, аккредитованный в Национальной системе подтверждения Республики Беларусь (далее – НСПС РБ), а сами сертификаты соответствия должны быть зарегистрированы в НСПС РБ. Вместе с тем, необходимо отметить, что сертификат соответствия СМК, выданный органом по сертификации, не аккредитованным в НСПС РБ, также подтверждает наличие в организации сертифицированной СМК. Другими словами, по нашему мнению, представляется, что при отсутствии в норме акта законодательства или в документации для предварительного квалификационного отбора участников конкретизации о наличии сертификата соответствия какой определенной страны, выполнением требования о наличии сертифицированной СМК будет наличие сертификата соответствия СМК любого органа по сертификации любой страны. 

ВАЖНО: в сертификате соответствия СМК организатору процедуры закупки при строительстве необходимо проверять область сертификации СМК участника. Так, например, у организации (участника) может быть сертифицированная СМК на выполнение строительных работ, однако указанная область сертификации не включает осуществление иных видов деятельности, например, производство определенных строительных материалов.